44.Социальный статус и социальная роль.
Социальный статус — социальное положение, занимаемое социальным индивидом или социальной группой в обществе или отдельной социальной подсистеме общества. Определяется по специфическим для конкретного общества признакам, в качестве которых могут выступать экономические, национальные, возрастные и другие признаки. Социальный статус разделяется по умениям, навыкам, образованию.
Каждый человек, как правило, обладает не одним, а несколькими социальными статусами. Социологи различают:
прирожденный статус — статус, полученный человеком при рождении (пол, раса, национальность, биологическая страта). В некоторых случаях прирожденный статус может меняться: статус члена королевской семьи — с рождения и до тех пор, пока существует монархия.
приобретенный (достигаемый) статус — статус, которого человек достигает благодаря своим умственным и физическим усилиям (работа, связи, должность, пост).
предписанный (приписываемый) статус — статус, который человек приобретает вне зависимости от своего желания (возраст, статус в семье), с течением жизни он может меняться. Предписанный статус бывает прирожденным и приобретенным.
Социальная роль – это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. Каждый статус обычно включает ряд ролей. Совокупность ролей, вытекающих изданного статуса, называется ролевым набором.
Социальную роль следует рассматривать в двух аспектах: ролевого ожидания и ролевого исполнения. Между этими двумя аспектами никогда не бывает полного совпадения. Но каждый из них имеет большое значение в поведении личности. Наши роли определяются прежде всего тем, чего ожидают от нас другие. Эти ожидания ассоциируются со статусом, который имеет данная личность. Если кто-то не играет роли в соответствии с нашим ожиданием, то он вступает в определенный конфликт с обществом.
Например, родитель должен заботиться о детях, близкий друг должен быть неравнодушен к нашим проблемам и т. д.
Ролевые требования (предписания, положения и ожидания соответствующего поведения) воплощаются в конкретных социальных нормах, сгруппированных вокруг социального статуса.
Главным связующим звеном между ролевыми ожиданиями и ролевым поведением служит характер индивида.
Поскольку каждый человек исполняет несколько ролейв множестве различных ситуаций, между ролями может возникнуть конфликт. Ситуация, в которой человек сталкивается с необходимостью удовлетворять требования двух или более несовместимых ролей, называется ролевым конфликтом. Ролевые конфликты могут возникнуть как между ролями, так и внутри одной роли.
Например, работающая жена находит, что требования ее основной работы могут прийти в конфликт с выполнением ею домашних обязанностей; или женатый студент должен примирять требования к нему как мужу с требованиями, предъявляемыми к нему как студенту; или работник милиции иногда должен выбирать между выполнением им своего должностного долга и произведением ареста близкого друга. Примером конфликта, происходящего в пределах одной роли, может служить положение руководителя или общественного деятеля, публично провозглашающего одну точку зрения, а в узком кругу объявляющего себя сторонником противоположной, или индивида, который под давлением обстоятельств исполняет роль, не отвечающую ни его интересам, ни его внутренним установкам.
В итоге можно сказать, что каждая личность в современном обществе в силу неадекватной ролевой подготовки, а также постоянно происходящих культурных изменений и множественности играемых ею ролей испытывает ролевое напряжение и конфликт. Однако она имеет механизмы бессознательной защиты и осознанного подключения общественных структур для избежания опасных последствий социальных ролевых конфликтов.
45.Социальное неравенство. Пути и средства его преодоления Неравенство в обществе может иметь 2 источника: естественный и социальный. Люди различаются по физической силе, выносливости и др. Эти различия приводят к тому, что они достигают результатов и тем самым занимают разное положение в обществе. Но со временем природное неравенство дополняется социальным, которое заключается в возможности получения социальных благ, несвязанных с вкладом в общественное достояние. Например, неравная оплата за равный труд. Пути преодоления: в силу условного характера соц. неравенства оно может и должно быть отменено во имя равенства. Под равенством понимают равенство личностное перед богом и законом, равенство возможностей, условий жизни, здоровья и т.д. В настоящее время сторонники теории функционализма считают, что соц. неравенство есть инструмент, помогающий обеспечивать выполнение самых важных и ответственных задач людьми талантливыми и подготовленными. Сторонники теории конфликтов считают, что взгляды функционалистов есть попытка оправдать статусы, сложившиеся в обществе и такое положение, при котором люди, под чьим контролем находятся общественные ценности, имели возможности получать для себя выгоду. Вопрос о соц. неравенстве тесно переплетен с понятием соц. справедливости. Данное понятие имеет 2 толкования: объективное и субъективное. Субъективное толкование исходит из отнесения соц. справедливости к правовым категориям, при помощи которого человек дает оценку, одобряющую или осуждающую к процессам, происходящим в обществе. Вторая позиция (объективная) исходит из принципа эквивалентности, т.е. взаимного воздаяния в отношениях между людьми.
studfiles.net
4. Социальные статусы и роли
Человек, будучи социальным существом, взаимодействует с различными социальными группами, участвует в различных совместных действиях, является членом одновременно разных социальных групп. В каждой из этих групп индивид занимает различное положении, выполняет различные функции. С понятием личность неразрывно связаны такие понятия, как «социальная роль» и «социальный статус».
Социальный статус — это положение человека в структуре группы или общества, связанное с определенными правами и обязанностями.
Социальная роль — это система ожидаемого поведения, которое определяется нормативными обязанностями и соответствующими этим обязанностям правами.
Индивид выполняет одновременно не одну, а несколько социальных ролей, иногда даже много: в семье он и сын, и брат, и муж, и внук, и отец, в других социальных группах он начальник для подчиненных и подчиненный для своего начальника и т.д.
Положение человека, выполняющего только одну роль всегда патологично и предполагает, что он живет в условиях полной изоляции от общества (является пациентом психиатрической клиники или заключенным в тюрьме).
Если статус является совокупностью прав, привилегий и обязанностей, то социальная роль — это действия в рамках этой совокупности прав и обязанностей.
Как и ролей социальных статусов у человека может быть много. В целом любой социальный статус предполагает соответствующую роль и наоборот.
Классификация социальных статусов.
Выделяют: предписываемый и приобретенный (достигаемый)
Предписываемый статус — это статус, полученный индивидом от рождения или в силу независящих от его носителя факторов (возраста, пола, расовой принадлежности, социально-экономического положения родителей).
Достигаемый статус — это статус, приобретенный в обществе благодаря усилиям и заслугам индивида. Уровень образования, профессиональные достижения, карьера, удачный в социальном отношении брак – все это сказывается на статусе человека в обществе.
В примитивных обществах статусы чаще предписанные, приобретенные появляются только в развитых обществах.
Статус также может быть групповой и личный.
Личный статус определяется личными качествами и чертами характера индивида, проявляемыми на уровне малой группы, в которой индивид функционирует непосредственно — семья, трудовой коллектив, круг близких друзей.
Групповой статус характеризует индивида как члена большой социальной группы – как представителя класса, нации, профессии, носителя гендерных и возрастных признаков.
Социальную роль следует рассматривать с точки зрения ролевого исполнения и ролевого ожидания. Наши роли определяются прежде всего тем, что ожидают от нас другие (например, мать должна заботиться о детях, дети уважать родителей и т.д.) ролевое исполнение – это то, как индивид фактически себя ведет в данной роли.
С этими же понятиями связано понятие «ролевое напряжение».
Ролевое напряжение – трудности при выполнении ролевых обязательств и несоответствие внутренних установок личности требованиям роли.
Ролевое напряжение может повышаться в связи с неадекватной ролевой подготовкой или ролевым конфликтом.
Неадекватная ролевая подготовка: обучение социальным ролям в процессе социализации должно быть непрерывным, и последовательным: опыт каждого жизненного этапа служит подготовкой к следующему. В настоящее время обучение социальным ролям основан на прерывности, поэтому зачастую студент не готов к работе, пожилой работник к пенсии, молодая мама к воспитанию ребенка и т.д.
Ролевое обучение имеет, по крайней мере, два аспекта:
- Необходимо научиться исполнять обязанности и осуществлять права в соответствии с играемой ролью
Не менее существенно приобрести установки, чувствования и ожидания, соответствующие данной роли.
Ролевые конфликты могут быть:
Между ролями (роль матери и роль руководителя)
В пределах одной роли (человек публично провозглашает одну точку зрения, а в узком кругу – совершенно противоположную)
Существует несколько способов снижения ролевого напряжения:
Рационализация ролей – один из способов защиты против болезненного восприятия личностью какой-либо ситуации с помощью понятий, которые для нее социально и персонально желательны ( например, заповедь «не убий» для католиков средневековья была справедлива только в отношении людей истинной веры, неверные же не могли считаться людьми и могли быть убиты)
Разделение ролей – временное изъятие из жизни одной из ролей и выключения ее из сознания индивида, но с сохранением реагирования на систему ролевых требования, присущих данной роли (например, врач на работе, дома отец и муж, военный на работе, дома брат и сын и т.д.)
Регулирование ролей – формальная процедура, посредством которой индивид освобождается от личной ответственности за последствия выполняемой им роли (например, муж оправдывается перед женой за длительное отсутствие, говоря, что этого требовала его работа).
studfiles.net
Социальный статус и социальные роли
Представление о социальном статусе
Определение 1
Социальный статус – это положение человека в обществе, предусматривающая выполнение им определенных обязанностей и предоставления конкретных прав.
Социальный статус включает в себя роли-функции, выполняемые человеком в конкретной социальной общности, связи, системе. В разных социальных группах один и тот же индивид обладает разными статусами.
Личность обладает широким набором статусов: возраст, пол, семейное положение, должность, профессия, национальность, материальное положение, религиозность, политическое влияние.
Благодаря социализации социальный статус может изменяться, могут появляться новые статусы, а, соответственно, и роли.
Иерархия статусов предусматривает конкретный социальный ранг, которому соответствуют свои социальные роли:
- низкий,
- средний,
- высокий.
Противоречия внутригрупповой или межгрупповой иерархии ведет к несовпадению статусов, что возможно если:
- личность в одной группе находится на высоком статусном ранге, а в другой – на низком;
- права и обязанности одного статуса препятствуют выполнению или нарушают права и обязанности другого статуса.
Представление о социальной роли
Социальная роль – это предполагаемое поведение индивида, обладающего определенным социальным статусом в обществе.
Социальная роль взаимосвязана с:
- ролевыми ожиданиями – то, что ожидают от роли;
- ролевым поведением – то, что индивид осуществляет в рамках своей роли.
Любую социальную роль описывают следующие характеристики (Т. Парсонс):
- способ получения,
- уровень эмоциональности,
- степень формализации,
- масштаб проявления,
- мотивация.
Взаимосвязь социального статуса и социальных ролей
Человек находится в социальных связях, и его поведения зависит от того с какой социальной группой он взаимодействует: семейной, трудовой, уличной, армейской и др. Социальный статус показывает степень включения индивида в социальные связи и группы, занимаемое в них положение и функциональные обязанности.
Понятия социальные статус и роль взаимосвязаны между собой. Социальная роль выступает функцией социального статуса, его динамичной стороной.
Ролевая система, или ролевой набор – это совокупность ролей, подходящих для определенного статуса. Так, как каждая личность обладает обширным набором статусов, а соответственно и ролей, на практике часто возникают ролевые конфликты:
- в пределах одной социальной роли, включающей конфликтующие и несовместимые обязанности личности;
- между разными ролями.
Внутренние конфликты и напряжения могут вызвать серьезные психологически-эмоциональные срывы. Для их предотвращения существуют защитные механизмы:
- рационализация ролей – индивид, с целью собственного успокоения, бессознательно ищет отрицательные стороны недостижимой, но желаемой роли;
- разделение ролей – исключение из сознания индивида, временное изъятие из его жизни нежелательной роли;
- регулирование ролей – преднамеренное и осознанное освобождение от ответственности за осуществление той или иной роли.
В современном обществе с целью избежать последствий ролевых конфликтов каждый человек использует механизмы осознанного подключения социальных структур и бессознательной защиты.
В классовом обществе набор статусов носит классовый характер, зависящий от социального класса человека. В каждом социальном классе социальные статусы и роли образуют иерархию по степени ценности. Между статусами и ролями появляется межстатусная или межролевая дистанция.
В процессе жизнедеятельности наблюдается изменение статусного набора и ролевой системы человека, что происходит в результате:
- изменений социальной среды, ее вызовов;
- развития личных интересов и потребностей индивида.
Замечание 1
Для человека характерна способность к усложнению или повышению статусного и ролевого набора.
spravochnick.ru
ТОП 10: |
Благодаря социализации индивид приобщается к социальной жизни, получает и изменяет свой социальный статус и социальную роль.Социальный статус —это позиция индивида в обществе с определенными правами и обязанностями. В качестве статуса личности могут выступать: профессия, должность, пол, возраст, семейное положение, национальность, религиозность, материальное положение, политическое влияние и т. д.Совокупность всех социальных статусов личности Р. Мертон назвал «статусным набором».Тот статус, который оказывает доминирующее влияние на образ жизни личности, его социальную идентичность, называетсяглавным статусом. В малых, первичных социальных группах большое значение имеетличный статусчеловека, формирующийся под влиянием его индивидуальных качеств (Приложение, схема 6). Социальные статусы подразделяют также на предписанный (аскриптивный), т.е. полученный независимо от субъекта, чаще всего с рождения (раса, пол, национальность, социальное происхождение) и достигнутый, т.е. приобретенный собственными усилиями индивида. Существует определеннаяиерархия статусов, место в которой называется статусным рангом. Выделяют высокий, средний и низкий статусные ранги.Несовпадение статусов, т.е. противоречия в межгрупповой и внутригрупповой иерархии, возникает при двух обстоятельствах: § когда индивид занимает высокий статусный ранг в одной группе и низкий — в другой; § когда права и обязанности одного статуса противоречат или мешают выполнению прав и обязанностей другого. Понятие «социальный статус» тесно связано с понятием «социальная роль», которая является его функцией, динамичной стороной. Социальная роль — это ожидаемое поведение индивида, имеющего определенный статус в данном обществе. По определению Р. Мертона, совокупность ролей, соответствующих данному статусу, называется ролевой системой («ролевым набором»). Социальная роль подразделяется на ролевые ожидания — то, чего согласно правилам игры ждут от той или иной роли, и ролевое поведение — то, что человек выполняет в рамках своей роли. Любую социальную роль, по мнению Т. Парсонса, можно описать с помощью пяти основных характеристик: § уровнем эмоциональности — одни роли эмоционально сдержанны, другие — раскованны; § способом получения — предписанные или достигнутые; § масштабом проявления — строго ограниченные или размытые; § степенью формализации — строго установленные или произвольные; Мотивацией — на общую прибыль или на личное благо. Поскольку каждый человек имеет широкий набор статусов, значит и ролей, соответствующих тому или иному статусу, у него также много. Поэтому в реальной жизни нередко возникаютролевые конфликты. В самом общем виде можно выделить два типа подобных конфликтов:между ролями или в пределах одной роли, когда она включает в себя несовместимые, конфликтующие обязанности личности.Социальный опыт показывает, что лишь немногие роли свободны от внутренних напряжений и конфликтов, что может привести к отказу от выполнения ролевых обязательств, к психологическому стрессу. Существует несколько видов защитных механизмов, с помощью которых ролевую напряженность можно снизить. К ним относятся: § «рационализация ролей», когда человек бессознательно ищет негативные стороны желаемой, но недостижимой роли с целью собственного успокоения; § «разделениеролей» — предполагает временное изъятие из жизни, выключение из сознания индивида нежелательных ролей; Регулирование ролей» — представляет собой осознанное, преднамеренное освобождение от ответственности за выполнение той или иной роли. Таким образом, в современном обществе каждый индивид использует механизмы бессознательной защиты и осознанного подключения общественных структур во избежание негативных последствий ролевых конфликтов. Социальный статус Человек так или иначе ведет себя (совершает действие), находясь в социальной связи, взаимодействуя с разными социальными группами: семейной, уличной, учебной, трудовой, армейской и т. п. Для характеристики степени включения индивида в различные социальные связи и группы, а также положения, которое он занимает в них, его функциональных обязанностей в этих группах используется понятие социального статуса. Социальный статус — это обязанности и права человека в системе социальных связей, групп, систем. Он включает в себя обязанности (роли-функции), которые человек должен выполнять в данной социальной общности (учебной группе), связи (учебном процессе), системе (вузе). Права — это те обязанности, которые должны выполнять по отношению к человеку другие люди, социальная связь, социальная система. Например, правами студента в вузе (и одновременно обязанностями по отношению к нему администрации вуза) являются: наличие высококвалифицированных преподавателей, учебной литературы, теплых и светлых учебных помещений и т. п. А правами администрации вуза (и одновременно обязанностями студента) являются требования к студенту посещать занятия, изучать учебную литературу, сдавать экзамены и т. п. В разных группах один и тог же индивид имеет разный социальный статус. Например, талантливый шахматист в шахматном клубе имеет высокий статус, а в армии может иметь низкий. Это — потенциальная причина фрустраций и межличностных конфликтов. Характеристиками социального статуса являются престиж и авторитет, представляющие признание окружающими заслуг индивида. Предписанными (естественными) называются статусы и роли, навязанные обществом индивиду вне зависимости от его усилий и заслуг. Такие статусы определяются этническим, семейным, территориальным и т. п. происхождением индивида: полом, национальностью, возрастом, местом жительства и т. п. Предписанные статусы оказывают громадное влияние на социальный статус и образ жизни людей. Приобретенными (достигнутыми) являются статус и роль, достигнутые усилиями самого человека. Таковыми являются статусы профессора, писателя, космонавта и др. Среди приобретенных статусов выделяют профессионально-должностной, который фиксирует в себе профессиональное, экономическое, культурное и т. п. положение индивида. Чаще всего один ведущий социальный статус определяет положение человека в обществе, такой статус называют интегральным. Довольно часто он обусловлен должностью, богатством, образованностью, спортивными успехами и т. п. Человек характеризуется совокупностью статусов и ролей. Например: мужчина, женатый, профессор и т. п. статусы образуютстатусный набор данного индивида. Такой набор зависит как от естественных статусов и ролей, так и от приобретенных. Среди множества статусов человека на каждом этапе его жизни можно выделить главный: например, статус школьника, студента, офицера, мужа и т. и. У взрослого человека статус обычно связан с профессией. В классовом обществе статусный набор носит классовый характер, зависит от социального класса данного человека. Сравните, например, статусный набор «новых» русских буржуа и рабочих. Эти статусы (и роли) у представителей каждого социального класса образуют иерархию по степени ценности. Между статусами и ролями возникает межстатусная и межролевая дистанция. Она также характерна для статусов и ролей с точки зрения их общественной значимости. В процессе жизни происходит изменение статусного набора и ролей человека. Оно происходит в результате как развития потребностей и интересов индивида, так и вызовов социальной среды. В первом случае человек активен, а во втором — реактивен, проявляет рефлекторную реакцию на воздействие среды. Например, молодой человек выбирает в какой вуз поступить, а оказавшись в армии, вынужден приспосабливаться к ней, считая дни до демобилизации. Человеку присуща способность к повышению и усложнению статусного и ролевого набора. Некоторые философы видят смысл индивидуальной жизни в самореализации своих способностей и потребностей, возвышении статусного и ролевого набора. (Из этого исходит, в частности, вышеприведенная система потребностей по Маслоу.) В чем причина данного явления? Оно обусловлено тем, что, с одной стороны, самореализация заложена в «фундаменте» человека — в его свободе, амбициях, соревновательности. С другой стороны, внешние обстоятельства часто возвышают или понижают людей в статусном наборе. В результате люди, способные мобилизовать свои способности и волю, продвигаются в течение жизни от одногостатусного уровня к другому, перехоля из одной социальной страты в другую, более высокую. Например, школьник — студент — молодой специалист — бизнесмен — президент компании — пенсионер. Последний этап статусного набора, связанный со старостью, обычно ставит точку в процессесохранениястатусного набора. Адаптация человека к своемувозрасту и меняющемуся социальному статусу — важная и сложная проблема. Для нашего общества характерна слабая социализация к старости (и пенсии). Многие оказываются неподготовленными к старости, поражению в борьбе с возрастом и болезнями. В результате выход на пенсию, уход из трудового коллектива в семью, считавшуюся второстепенной социальной группой, обычно сопровождался сильнейшим стрессом, ролевыми конфликтами, болезнями и преждевременной смертью. Социальная роль Социальное поведение индивида, общности, института, организации зависит не только от их социального статуса (прав и обязанностей), но и от окружающей социальной среды, состоящей из таких же социальных субъектов. Они ожидают определенногосоциального поведения в соответствии со своими потребностями и «ориентациями на других». В этом случае социальное поведение приобретает характер социальной роли. Социальная роль — это поведение, (1) вытекающее из социального статуса человека и (2) ожидаемое окружающими. В качестве ожидаемого поведения социальная роль включает в себя совокупность социальных норм, определяющих ожидаемую последовательность действий субъекта, адекватную его социальному статусу. Например, от талантливого шахматиста ожидается профессиональная игра, от президента — способность формулировать интересы страны и реализовать их и т. п. Поэтому социальную роль можно определить как поведение, соответствующее социальным нормам, принятым в данном обществе. Как социальное окружение субъекта заставляет его следовать определенным нормам, ведущим к ожидаемому этим окружением поведению? Прежде всего, громадное значение имеет социализация, воспитание таких норм. Далее, в обществе наличествует механизмсанкций — наказаний за невыполнение роли и поощрений за ее выполнение, т. е. за соблюдение социальных норм. Этот механизм действует в процессе всей жизни человека. Социальный статус и роль тесно взаимосвязаны, не случайно в европейской социологии их часто не разграничивают. «Статус» в этом смысле слова эквивалентенроли, хотя именно последний термин имеет более широкое хождение», — пишут английские социологи. Поведенческая сторона социального статуса, выраженная в роли, позволяет их разграничить: социальный статус может включать несколько ролей. Например, статус матери включает в себя роли кормилицы, врача, воспитателя и т. и. Понятие роли позволяет также выделить механизм координации поведения разных субъектов в социальных общностях, институтах, организациях. Строгое исполнение социальных ролей делает поведение людей предсказуемым, упорядочивает социальную жизнь, ограничивает ее хаос. Ролевое обучение — социализация — начинается в раннем детстве с влияния родителей и близких. Вначале оно носит бессознательный для ребенка характер. Ему показывают, что и как нужно делать, поощряют за правильное выполнение роли. Например, маленькие девочки играют в куклы, помогают матерям по хозяйству; мальчики же играют в машины, помогают отцам в ремонте и т. п. Обучение девочек и мальчиков формирует у них разные интересы, способности, роли. Ожидаемое поведение является идеальным, так как исходит из теоретической ситуации. Поэтому от социальной роли нужно отличатьреальное ролевое поведение, т. с. исполнение роли в конкретных условиях. Например, талантливый шахматист может играть в силу определенных причин плохо, т. е. не справляться со своей ролью. Ролевое поведение как правило отличается от социальной роли (ожидаемого поведения) по многим признакам: способностям, пониманию, условиям реализации роли и т. п. Ролевое исполнение определяется прежде всегоролевыми требованиями, которые воплощены в социальныхнормах, сгруппированных вокруг данного социального статуса, а также санкциях за выполнение роли. Значительное влияние на роли человека оказывает ситуация, в которой он находится, — прежде всего, другие люди. Субъект моделируетролевые ожидания — ориентации, прежде всего по отношению к другим людям, с которыми он связан в ситуации. Эти люди выступают дополнительным членом взаимных ролевых ориентаций. В этих ролевых ожиданиях человек может ориентироваться на самого себя (свое мировоззрение, характер, способности и т. п.). Такое ролевое ожидание-ориентацию Парсонс называетатрибутивным (аскриптив- ным). Но ролевые ожидания-ориентации могут относится к результатам деятельности другого. Это ролевое ожидание Парсонс называетдостижительным. Атрибутавно-достижительная ориентация является важным моментом статусно-ролевого поведения. Человек в процессе социализации обучается выполнению разных ролей: ребенка, ученика, студента, товарища, родителя, инженера, военнослужащего, пенсионера и т. п. Ролевое обучение включает в себя: 1) знание своих обязанностей и прав в данной сфере общественной деятельности; 2) приобретение психологические качеств (характера, ментальности, убеждений), соответствующих данной роли; 3) практическое выполнение ролевых действий. Обучение важнейшим ролям начинается в детстве с формирования установок (хорошо-плохо), ориентирующих на определенную последовательность действий и операций. Дети играют разные роли,подражают повседневному поведению окружающих. Онисознаютсвои права и обязанности: детей и родителей, товарищей и врагов и т. п. Постепенно приходит сознание причин и результатов своих действий. |
infopedia.su
3. Ролевые теории личности. Социальный статус и социальная роль
Значительным влиянием в социологии личности пользуется ролевая теория личности. Основные положения этой теории были сформулированы Г.Кули, Дж. Мидом, Р. Линтоном, Т. Парсонсом, Р.Мертоном и др. Каковы же основные положения этой теории?
Ролевая теория личности описывает ее социальное поведение двумя основными понятиями «социальный статус» и «социальная роль». Разберем, что означают эти понятия. Каждый человек в своей жизни взаимодействует с множеством других индивидов. В пространстве социальных связей и взаимодействий поступки людей, их отношения друг с другом в решающей степени определяются положением (позицией), которую они занимают в обществе в целом и в социальной группе, в частности. В соответствии с этим положением (позицией) индивид обладает определенными функциональными правами и обязанностями в отношениях с другими индивидами. Определенная позиция, занимаемая индивидом в обществе или социальной группе, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей, называется социальным статусом. В статусе фиксируется тот набор конкретных функций, который должен выполнять человек в социальной группе, обществе и тех условий, которые должны быть представлены ему для осуществления этих функций. Таким образом, понятие социальный статус характеризует место личности в социальной стратификации общества, в системе общественных взаимодействий, ее деятельности в различных сферах жизни и, наконец, оценку деятельности личности со стороны общества. Социальный статус отражается как во внутренней позиции (в установках, ценностных ориентациях и т.д.), так и во внешнем облике (одежде, манере поведения, жаргоне и иных знаках социальной принадлежности).
Однако права и обязанности человека закрепляются за ним не абсолютно, а относительно прав и обязанностей по отношению к нему других людей. Так, например, позиция профессора соотносительна с позицией студентов, заведующего кафедрой, декана, ректора вуза и т.д. Во всех этих случаях профессор наделяется своеобразным набором прав и обязанностей. Из этого примера видно, что каждый человек включен не в одну социальную связь, а является своеобразным пересечением великого множества связей, взаимодействий и отношений с другими людьми по различному поводу, выполняя каждый раз определенные функции. Тот же профессор является мужчиной, мужем, отцом, членом определенной партии и т.д.
Таким образом каждый человек имеет множество статусов. Поскольку каждого человека характеризует не один, а несколько статусов, Р.Мертон ввел в социологию понятие «статусный набор», которое применяется для обозначения всей совокупности статусов данного человека. В этой совокупности чаще всего выделяют ключевой, главный или интегральный статус, характерный для данного индивида. Именно по этому статусу его выделяют окружающие и отождествляют с этим статусом индивида. Часто бывает так, что главный статус обусловлен должностью или профессией человека (директор, банкир). Но не обязательно должность, профессия определяют главный статус человека. Это может быть также расовая принадлежность (например, негр) и социальное происхождение (дворянин) и т.д. В общем главным для жизнедеятельности человека выступает тот статус, который определяет ценности и установки, образ жизни, круг знакомых, манеру поведения личности.
В социологии принято различать два уровня статусной позиции человека: социально-групповой и личный. Социально-групповой — это положение индивида в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы (расы, нации, пола, класса, слоя, религии, профессии и т.д.). Личным статусом называется положение индивида в малой группе (семье, школьном классе, студенческой группе, сообществе сверстников и т.д.). Социально-групповой статус зависит от положения той или иной социальной группы в социальной стратификации общества. Личный же статус определяется индивидуальными качествами личности и зависит от того, как ее оценивают и воспринимают члены малой группы.
В зависимости от того, занимает ли человек определенную статусную позицию благодаря наследуемым признакам или благодаря собственным усилиям, различают еще два вида статусов: предписанный и достигнутый. Предписанный — это значит навязанный обществом, вне зависимости от усилий и заслуг личности. Он обусловлен полом, расой, этническим происхождением, социальным положением семьи, местом рождения и т.д. Достигнутый (приобретенный) статус определяется усилиями самого человека, его талантами, настойчивостью, целеустремленностью или оказывается следствием удачи и везения.
Социальный статус определяет конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. Зная социальный статус данного человека, его социальные функции, люди ожидают от него, что он будет обладать определенным набором качеств, осуществлять определенный набор действий, которые необходимы для выполнения его функций. По определению Р. Линтона, ожидаемое поведение, ассоциируемое со статусом, который имеет человек, называется социальной ролью. Иначе говоря, социальная роль — это модель поведения, ориентированная на данный статус в соответствии с ожиданиями людей. Ее также можно определить как шаблонный тип поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, предписанных конкретному статусу. А это значит, что социальную роль можно рассматривать как статус в движении, статус в его реальном осуществлении.
Ожидания могут быть зафиксированы в определенных институционализированных социальных нормах: юридических документах, инструкциях, положениях, уставах и т.д., а могут носить характер обычаев, нравов, и в том и в другом случае они определяются статусом. Так статус преподавателя вуза — это вполне определенные права и обязанности, большинство из которых зафиксировано юридически в Законе о высшем образовании, уставах того или иного вуза. Социальная же роль преподавателя включает в себя и то, как он должен вести себя со студентами (передавать знания, следить за дисциплиной, оценивать знания, служить примером культурного поведения и т.д.). Следовательно, роль преподавателя в его отношении со студентами — это ожидание внутренне связанных друг с другом поступков, черт личности.
Ролевые ожидания, прежде всего, связаны с функциональной целесообразностью. В ролевых ожиданиях содержится именно столько качеств, делается акцент именно на тех чертах, которые гарантируют выполнение данной социальной функции. Вместе с тем, ролевые ожидания реализации того или иного статуса в различных культурах разные и находятся в соответствии с принятой в них системой ценностей. Таким образом время и культура произвели отбор наиболее целесообразных для каждого данного статуса типичных черт личности и закрепили их в виде образцов, стандартов, норм поведения личности.
В ролевом поведении, как отмечалось ранее, значительное место занимают институциализированные, формализованные нормы. Однако не следует абсолютизировать их значение. Если бы человек вел себя только в рамках формализованных норм, он действовал бы как машина. Реально же исполнение роли каждым человеком сугубо индивидуально. И поэтому зафиксированные в социальных нормах ожидания должны стать достоянием внутреннего мира индивида. Каждый индивид в ходе социализации вырабатывает сам представление о том, как он должен поступать во взаимодействии с миром других социальных статусов.
Т. Парсонс считал, что любая роль описывается пятью основными характеристиками: 1) способом получения — одни предписываются, другие — завоевываются; 2) эмоциональностью — одни роли требуют эмоциональной сдержанности, другие — раскованности; 3)масштабом — часть ролей сформулирована и строго ограничена, другая — размыта; 4) формализацией — действия в строго установленных правилах либо произвольно; 5) мотивацией — на общее благо, на личную прибыль и т.д.
Роль уже статуса, к которому она привязана. Каждый статус для своей реализации требует множества ролей. Так, например, статус преподавателя вуза включает в себя и роль учителя, и роль наставника. Каждая из этих ролей требует особой манеры поведения1. Роль учителя заключается в соблюдении формальных норм и правил: чтения лекций, проведения семинаров, проверки контрольных работ, принятии зачетов и экзаменов. Роль наставника в большей мере обусловлена неформальными отношениями и проявляется в стремлении помочь студенту разобраться в жизненных обстоятельствах. И здесь преподаватель выступает в роли старшего товарища, мудрого советчика и т.д.
Совокупность ролей, вытекающих из каждого статуса, принадлежащего данному человеку, называется ролевым набором.
Понятие «ролевой набор» описывает все виды и все многообразие шаблонов поведения (ролей), закрепленных за одним статусом. Каждая личность обладает лишь ей присущим набором ролей. Уникальность сочетания социальных ролей следует рассматривать как один из аспектов индивидуальности личности, ее духовных свойств и качеств.
Люди в разной степени отождествляют себя со своими статусами и соответствующими им ролями. Иногда они буквально сливаются со своей ролью и автоматически переносят стереотип своего поведения с одного статуса на другой. Так, женщина, занимающая должность начальника на работе, приходя домой продолжает общаться начальственным тоном с мужем и другими близкими. Максимальное слияние индивида с ролью называется ролевой индентификацией.
Но не со всеми ролями человек отождествляет себя одинаково. Исследования показывают, что с личнозначимыми ролями (связанными чаще всего с главным статусом) идентификация также осуществляется чаще. Другие роли являются ничегонезначимыми для человека. Нередко наблюдается также дистанцирование от роли, когда человек сознательно ведет себя вопреки требованиям норм и ожиданиям людей. Если человек не играет роли в соответствии с ожиданиями, то он вступает в определенный конфликт с группой или обществом. Например, родители должны заботиться о детях, близкий друг должен быть неравнодушным к нашим проблемам. Если родитель не проявляет такой заботы, то общество его осуждает, если мы обращаемся за помощью или сочувствием к близкому другу и не получаем их от него, то мы обижаемся и можем даже порвать с ним отношения.
Данный конфликт индивида с группой, обществом или другими индивидами следует отличать от ролевого конфликта, который обусловливается столкновением требований двух или нескольких несовместимых ролей, вытекающих из данного статуса. Так, например, молодой человек может оказаться в ситуации ролевого конфликта в тех случаях, когда ему приходится иметь дело с ролевыми ожиданиями его сверстников, учителей, родителей и т.д. Так, например, произошло какое-то серьезное нарушение дисциплины — разбито оконное стекло в классе. От конкретного ученика требуют, чтобы он сказал, кто нарушитель. Сверстники ждут, что он промолчит, скажет «не знаю», «не видел» и т.д. И роль товарища требует, чтобы он не донес на нарушителя. Учитель же требует, чтобы он назвал этого нарушителя, и роль ученика требует, чтобы он подчинился этому требованию и назвал нарушителя. Существует несколько способов преодоления ролевого конфликта. Один из них заключается в том, что некоторые роли признаются более важными, чем другие, и их исполнению придается приоритетное значение.
studfiles.net
42. Понятие социального статуса и социальной роли.
Социальный статус — положение индивида в социальной структуре группы или общества, связанное с определенными правами и обязанностями. Может относиться к группе людей.
Различают статусы:
достигаемый — статус, который человек достигает своими усилиями (должность, пост, профессия).
предписанный — статус, который человек приобретает вне зависимости от своего желания (возраст, статус в семье, пол, раса, национальность), с течением жизни он может меняться. Предписанный статус бывает прирожденным и приобретенным.
Человек имеет основные или постоянные (определяющие его жизнедеятельность – профессор, коммунист, католик) и неосновные или временные (влияющие на детали поведения – пешеход, покупатель, пациент) статусы. Существуют различные виды статусов: Политические, религиозные, демографические, экономические, профессиональные, кровно-родственные и т.д.
За каждым статусом — постоянным или временным, основным или неосновным — стоит особая социальная группа либо социальная категория (врачи, христиане, пешеходы, покупатели).
Люди обладают множеством статусов и принадлежат ко множеству социальных групп!!!
Социальная роль — это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус. У человека может быть множество ролей.
Основные характеристики социальной роли
1) По масштабу. Так, например, социальные роли супругов имеют очень большой масштаб, поскольку между мужем и женой устанавливается широчайший диапазон отношений. А в других случаях, когда отношения строго определяются социальными ролями (например, отношения продавца и покупателя), взаимодействие может осуществляться только по конкретному поводу (в данном случае — покупки).
2) По способу получения. Роли делятся на предписанные и достигаемые аналогично статусам.
3) По степени формализации. Очевидно, что отношения представителя ГИБДД с нарушителем правил дорожного движения должны определяться формальными правилами, а отношения между близкими людьми — чувствами.
4) По видам мотивации. Разные роли обусловлены различными мотивами. Родители, заботясь о благе своего ребенка, руководствуются прежде всего чувством любви и заботы; руководитель трудится во имя дела и т. д.
studfiles.net
Личность и социализация, социальные статусы и роли
Доброго времени суток, дорогие читатели!
Сегодня мы поговорим с Вами о двух небольших темах — социальные статусы и роли, а также, личность и социализация:)
Что такое человек?
В повседневной жизни мы объединяем такие понятия, как человек, индивид и личность. В обществознании это три разные понятия. Человек — биологическое понятие, один из видов живых существ на Земле (в отличии от рыб, птиц, змей и т.д.). Индивид — отдельный представитель человеческого рода. А личность — социальное понятие, индивид, как носитель социальных качеств.
Не нужно путать понятия индивид и личность, индивид и индивидуальность. Индивидуальность — неповторимое сочетание природных и социальных качеств в человеке. Индивидуальность свойственна каждому человеку это его биологические и социальные особенности.
Человек рождается как организм, а формируется как личность. Личность вне общества не формируется.
Признаки определения: личность
В структуре личности выделяют психологические свойства — характер, темперамент, способности, особенности протекания психических процессов и личные качества, такие как совокупность внутренних черт и особенностей человека, которые реагируют на внешние воздействия.
Признаками зрелой личности являются:
1) способность нести ответственность и решать проблемы
2) контроль поведения, сила воли
3) самостоятельность в поступках
4) и продукт социализации человека, давайте разберемся с этим поподробнее
Что такое социализация?
Социализация — процесс вхождения индивида в общество. Оно состоит из следующих элементов — нахождение своего места в обществе (профессия), обучение и воспитание индивида, взаимодействие с другими людьми, освоение видов совместной деятельности с самого детства, освоение культурных ценностей и норм общества и как следствие приобретение определенных прав, обязанностей, привычек. Следует отметить, что социализация совпадает со стадиями процесса взросления. Стадии процесса социализации:
— Детство
— Юность
— Зрелость
— Старость
Сферами социализации считаются семья, воспитательные и учебные заведения, трудовые коллективы, круг друзей и знакомых и СМИ.
Как формируется личность?
Для формирования личности значительно важен подростковый возраст, который характеризуется выбором личностью своих жизненных позиций, целей и средств самореализации; включением личности в систему моральных и культурных традиции общества; определением своей будущей профессиональной деятельности, интегрированием в жизнь общества
Также особенностью подросткового возраста считается, то, что в этот период человек начинает принимать жизненно важные и определяющие будущее решения, а также нести полную моральную и юридическую ответственность за свои поступки.
Итак, одним из результатов социализации является приобретение людьми различных статусов. Статус — положение человека в обществе или малой группе. Выделяютдва вида статусов — социальный и личный, социальный обществоведы еще разделяют на предписанный и достигнутый.
В целом мы можем сказать что соц. статус — роль индивида в обществе.
Социальный статус: что это такое?
Предписанный социальный статус — статус, полученный от рождения, по наследству или стечению каких-либо жизненных обстоятельств, независимо от желания, воли и усилий человека. Например, статус связанный с полом (мужчина или женщина), возрастом, национальностью и т.д… Что же касается достигнутого статуса, то он приобретается собственными усилиями индивида. К примерам здесь можно привести полученное образование, карьеру, особенные заслуги человека. По мнению ученых в современном обществе достигнутый статус имеет важнейшую роль. Если соц. статус определяет место индивида в обществе, то личный статус, его позицию человека среди непосредственно окружающих его людей.
Так личный статус — положение человека в малой группе, определяемое тем, как относятся к нему окружающие. Так каждый работник в труд коллективе и по как раз этим оценкам люди стоят с ним какие-либо отношения, например справедливый и порядочный человек, может расцениваться как лидер, а завистник, интриган, скандалист, как человек, которого следует избегать. Соотв. у него низкий соц. статус. Кстати, нужно отметить, что личный и социальный статус не всегда совпадают, это тоже нужно иметь ввиду…
Очень тесно с понятием социальный статус стоит социальный престиж. Социальный престиж — оценка, которую общ. дает статусу личности или должностному статусу. От человека с тем или иным соц. статусом люди ждут выполнения тем или иных действий и обязанностей. Речь как раз идет о социальной роли. Социальная роль — те определенные действия, которые должен совершать индивид или группа а соответствии с тем или иным социальным статусом. Например преподаватель ВУЗа должен читать лекции, проводить семинары, принимать зачеты. Ролевые действия в каждом обществе определяются общепринятыми в нем нормами и часто закрепляются в различных документах (правилах, уставах, законах…)
Статусно-ролевой конфликт
В реальной же жизни поведение человека может не всегда соотв. выполняемой им соц. роли. Именно это и называется статусно-ролевым конфликтом. Статусно-ролевой конфликт — несоответствие между социальным статусом и социальной ролью. Следует также отметить что в этом случае общество применяет к нарушителям определенные санкции. Например если мать не выполняет своих обязанностей, то общество может применить к ней какие-либо санкции, а именно лишить материнских прав
Ну вот и все на этом. Если у кого есть еще какие-то дополнения и вопросы, обязательно пишите в комментариях. Спасибо!
На этом статью заканчиваю.
С уважением, Иван Некрасов
xn—-7sbkbh2ej4fm.xn--p1ai